Мамы и детишки

Беременность

Совсем маленький

От года до трех

Дошколята

Школьники

Советы родителям

Детское здоровье

 

Красивая всегда

Домашняя косметика

Красота - это здоровье

Будем стройными

Ароматерапия

Эфирные масла для нашего здоровья

Уход за волосами

Уход за кожей

Искусство одеваться

Секреты красоты

Фитнес и Питание

 

Мужчина и женщина

Домашние заботы

Простые рецепты

Рукоделие

Карьера

Психология

Хорошие книжки

О собаках

Породы собак

Выбор щенка

Питание собаки

Уход за собакой

Здоровье собаки

Гороскоп собаки

Дрессировка

Фотоальбом

Статьи обо всем

 

 

 

Мамы и детишки

Особенности вскармливания недоношенных детей

А. Ф. Тур. Справочник по диетике детей раннего возраста Издание восьмое, исправленное и дополнение, Изд. Медицина Ленинградское отделение, 1971.

В системе мероприятий по выращиванию недоношенных детей питание их является наиболее трудным и особенно ответственным моментом.

У недоношенных детей отмечается неблагоприятное соотношение между поверхностью и массой тела, что предрасполагает их к значительным потерям тепла; наряду с этим, у них имеется значительная энергия процессов роста, что требует достаточного введения пищи. Первоначальный вес недоношенного новорожденного ребенка, почти как правило, удваивается к 3 месяцам и утраивается к 6 месяцам, а иногда и раньше; к концу первого года жизни многие “здоровые” недоношенные дети с первоначальным весом около 1500 г сравниваются в весе со своими доношенными сверстниками, т. е. вес их тела за первые 12 месяцев жизни увеличивается в 5—6 раз, а иногда и больше. Это говорит об очень высокой энергии, обеспечивающей нарастание массы тела. Наряду с этим, у них значительно снижена активность ферментов желудочно-кишечного тракта, повышена проницаемость кишечной стенки для прохождения продуктов неполного расщепления пищи и бактерийных токсинов, крайне недостаточна сопротивляемость случайным инфекциям и весьма несовершенна система терморегуляции.

К этому надо добавить, что недоношенные дети даже с одинаковым первоначальным весом тела весьма различны по своим функциональным возможностям в зависимости от причин преждевременного рождения, особенностей периода внутриутробного развития и особенностей акта родов у их матерей.

Все это исключает возможность шаблонного подхода к условиям ухода за недоношенными детьми и особенно к условиям их питания.

Успешная реализация этих моментов требует не только знания особенностей организма недоношенных детей и требований рационального вскармливания их, но и большой добросовестности, любви и терпения при уходе за ними и вскармливании их. Весьма велика и ответственна роль медицинской сестры, на которую возложен уход и кормление недоношенных детей. В палаты для недоношенных детей в родильных домах и в специальные учреждения для выращивания этих детей после выписки из родильного дома должны назначаться лучшие сестры, не только знающие, но и любящие работу с недоношенными детьми.

Дети с первоначальным весом 2000 г и больше обычно хорошо берут материнскую грудь, активно сосут и высасывают необходимое им количество молока; дети с весом меньше 1 кг обычно не только не имеют сосательного, но даже и глотательного рефлекса; их надо кормить через зонд. Дети с первоначальным весом около 1500 г обычно сильно устают при кормлении, в первое время их сравнительно редко удается прикладывать к груди матери и приходится кормить из бутылочки, а иногда даже через зонд. Во всяком случае ребенок не должен заметно утомляться при кормлении; наиболее маленьким и особенно слабым детям целесообразно до и после кормления назначать на несколько минут ингаляции увлажненного кислорода.

Наиболее целесообразным и наиболее эффективным питанием новорожденных недоношенных детей надо считать вскармливание сырым молоком матери; при отсутствии его надо назначать сцеженное, по возможности тоже сырое, молоко матерей-доноров.

Вопрос о первом кормлении недоношенных детей продолжает дебатироваться педиатрами и акушерами. Еще не так давно многие авторы рекомендовали начинать кормление недоношенных детей через 6 часов после рождения и даже раньше. Мы рекомендовали первое кормление новорожденного недоношенного ребенка проводить через 6—12 часов после рождения, в зависимости от его веса. Сравнительно недавно появились сообщения о целесообразности первого кормления только через 24—36 и даже 72 часа после рождения; основанием к столь длительному голоданию считали главным образом опасность аспирации вводимой пищи при рвотах и срыгиваниях, очень часто наблюдаемых у этих детей в первые дни жизни. Столь длительное голодание теоретически нам кажется мало обоснованным; по-видимому, оно допустимо в отношении очень незрелых недоношенных новорожденных, помещаемых в современные кувезы, в условиях максимального комфорта в отношении температуры и влажности воздуха, окружающего ребенка. В работах самого последнего времени имеются рекомендации первое кормление недоношенных детей проводить через 12, самое позднее 18 часов после рождения, не допуская в этот период дегидратации ребенка, назначая внутрь 5% раствор глюкозы в воде или слабый, слегка подслащенный чай.

Со второго дня жизни детям с весом более 1500 г дают по 3—5 мл молока на кормление каждые 3 часа, всего 8 кормлений за сутки; детям с более низким весом показано 12 кормлений.

Такой тактики в настоящее время придерживается, пожалуй, большинство педиатров.

Наш опыт первого кормления детей с весом до 1500 г через 36—48, а с весом до 2 кг — через 24—48 часов после рождения пока не позволяет с полной определенностью высказаться за или против такого длительного голодания недоношенного ребенка. Требуются дальнейшие наблюдения; рекомендовать кормление новорожденных недоношенных детей через 24 часа и позже после рождения в настоящее время, в порядке наблюдения, можно только в высококвалифицированных условиях, когда ребенку, как уже говорилось, обеспечивается максимум комфорта окружающей его среды в кувезе.

Для широкого использования в настоящее время мы можем рекомендовать схему, приведенную в таблице. Предлагаемая схема приемлема для любого детского учреждения, палаты новорожденных или специального отделения для недоношенных детей, после выписки их из родильного дома.

Из таблицы видно, что в первые дни после рождения недоношенные дети получают небольшое количество молока и малое количество калорий на кг веса тела; надо стараться к 14—15-му дню жизни калорийный коэффициент повысить до 100—110, а к концу первого месяца жизни — до 130—140.

Все дети с первоначальным весом меньше 1 кг и значительная часть детей с весом от 1 до 1,5 кг плохо сосут и даже не глотают; кормить их надо через зонд, постепенно повышая количество молока. Детям с наиболее низким весом (800—1200 г) на 2-й день жизни мы стараемся ввести 50—60 мл молока на 1 кг веса, что дает калорийный коэффициент около 35—40 кал, к 7—8-му дню жизни дохо­дим до 100—110 мл молока (70—80 кал на 1 кг веса) и к 3—4-м неделям — до 150—170 мл молока на 1 кг веса, что дает коэффициент около 100—120 кал. Очень слабые дети, часто обнаруживая пониженную выносливость к пище, надолго задерживаются на 80—90 кал. У детей, функционально более полноценных (большей частью с несколько большим весом — 1200—1800 г), к концу 1-го месяца жизни удается довести количество вводимого молока приблизительно до 185—200 мл на 1 кг (130—140 кал на 1 кг веса). В некоторых случаях при ясно выраженной потребности ребенка в больших количествах пищи следует повышать калорийный коэффициент детям этого возраста и указанного первоначального веса до 150—160 кал.

Для детей более крупных, с первоначальным весом от 1800 до 2000 г и больше, допускается более быстрое повышение количества вводимой им пищи, но повышения калорийного коэффициента выше 130—140 кал большей частью не требуется.

Если нарастание веса идет неудовлетворительно и при высоких калорийных коэффициентах, мы считаем показанным не дальнейшее увеличение количества нищи, а качественное ее изменение путем раннего добавления докорма.

Для вычисления количества молока, необходимого недоношенным детям, предложено несколько формул. Роммель рекомендует следующий расчет для первых 10 дней жизни: V = n + 10 , где V — объем грудного молока в кубических сантиметрах на каждые 100 г веса, а п — число дней жизни.

Таким образом, ребенок весом 1500 г должен получить на 6-й день жизни 240 мл молока, что дает 112 кал на 1 кг веса. Вычисленная по этой формуле норма в большинстве случаев несколько высока, и мы обычно не придерживаемся ее в нашей практике.

Эта и различные другие формулы дают лишь весьма приблизительные данные, а потому и могут иметь лишь ориентировочное значение.

В отношении числа кормлений также нет единообразия мнении. Необходимо стремиться к возможному сокращению числа кормлении, что предупреждает нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта и устраняет излишне частое утомление ребенка, почти неизбежное у недоношенных во время приема пищи.

Однако при вскармливании очень маленьких и слабых детей обычно не удается обойтись без довольно частых кормлений, так как введение большого количества молока, неизбежное при редких кормлениях, у таких детей затруднительно.

Детям, сильно недоношенным, весом меньше 1000 г или исключительно слабым, в первые дни назначают 12 кормлений в сутки, т. с. каждые 2 часа, без ночного перерыва. В каждом отдельном случае необходимо учитывать совокупность всех особенностей ребенка, его возраст и лактационную способность матери. На 7 кормлений переходят довольно рано, обычно, когда вес ребенка достигает 2200—2400 г. Многих детей удается перевести даже на 6 кормлений по достижении веса 2800—3000 г и на 5 кормлений при весе свыше 3000 г.

Детей, вяло сосущих и срыгивающих, приходится дольше задерживать на более частых кормлениях.

Конечно, при определении числа кормлений надо учитывать не только вес, но и возраст ребенка: до 2—3-месячного возраста недоношенные дети должны получать пищу не меньше 7 раз в сутки, до 4—5-месячного — не меньше 6 раз, и лишь более старших можно переводить на 5 кормлений. Вопрос о числе кормлений надо всегда решать в зависимости от индивидуальных особенностей недоношенного ребенка.

Если кривая веса даже и при калорийном коэффициенте 140—150 нарастает вяло, вносят дополнения к грудному вскармливанию. К нарастанию веса надо относиться сдержанно и не добиваться бурного темпа. Прибавка 400—500 г в месяц у недоношенных детей первых недель жизни с первоначальным весом выше 1500 г при общем хорошем состоянии не должна заставлять врача увеличивать количество получаемой ребенком пищи. То же относится к месячной прибавке 250—300 г у ребенка весом 1000—1500 г. Опыт показывает, что если только ребенок имеет хороший тургор тканей, нормальный цвет покровов, нормальный стул, хорошую активность и не обнаруживает явлений расстройства питания, то относительно небольшая прибавка веса будет в дальнейшем, при более разнообразной пище, с избытком компенсирована.

Если умеренное нарастание веса длится дольше 3—4 недель или если это увеличение веса вообще недостаточно, одним грудным молоком удовлетвориться нельзя. Корригирование питания должно начинаться с самых незначительных и лишь постепенно увеличиваемых количеств дополнительных смесей. Только при отсутствии положительного эффекта и при удовлетворительном стуле эти количества докорма могут быть увеличены еще больше.

Из дополнительно вводимых основных ингредиентов в первые 5—6 недель жизни недоношенным детям могут назначаться только белки и углеводы, так как жиры в этот период они еще плохо переносят. Белки (как пластический материал) даже в малых количествах могут у недоношенных детей этого возраста вызвать хорошее нарастание веса. Белки добавляются к получаемой ребенком пище в форме различных препаратов (плазмон, сухое молоко, сухое белковое молоко и др.) вначале в количестве 1—1,5—2г в день; в дальнейшем количество вводимого белкового препарата постепенно повышается до 1—1,5—2% по отношению к общему объему пищи. За неимением этих препаратов к смесям добавляют 4—6% (по отношению к общему количеству пищи) свежеосажденного и протертого творога. При этом надо вводить достаточное количество жидкости (чай, рингеровский раствор, вода и т. д.).

При отсутствии перечисленных белковых препаратов и свежеприготовленного творога можно назначить белковое молоко или пахтанье с 4% углеводов, сначала добавляя их в небольшом количестве или заменяя ими одно грудное кормление. В дальнейшем, если ребенок хорошо переносит докорм, количество его постепенно повышается и может быть доведено до четверти, иногда даже трети всего суточного объема пищи; в этих случаях кормление смесями чередуется с кормлением грудным молоком.

Совершенно то же может быть сказано и о цельном снятом молоке и кефире, но начинаем мы давать их несколько позже, прибли­зительно с 8—9-й недели жизни, и стараемся, чтобы общее коли­чество их не превышало 1/5 – 1/4 общего объема пищи. Вполне целесообразно назначение препаратов аминокислот или гидролизата белков коровьего молока.

Если назначение молока оказалось безрезультатным, следует перейти к добавлениям углеводов в виде сахара, в особенности, если организм ребенка нуждается в повышении калорийности пищи. Сахар хорошо переносится детьми с 6—8-недельного возраста. Шик рекомендовал 17% водный раствор сахара даже для недоношенных новорожденных. Сахар в виде сиропа сначала при­бавляется к грудному молоку также в небольших количествах.

Иногда вполне достаточно 5—10 г 50—80% сахарного сиропа в сутки для того, чтобы получить поразительный сдвиг веса. При надобности содержание сахара в пище (вместе с сахаром молока) может быть постепенно доведено до 15—20 г на 1 кг веса тела.

Мы убедились, что кишечник недоношенных детей в возрасте 2,5—3 месяцев может переносить уже и жирные смеси. Поэтому недоношенным детям, достигшим этого возраста, вес которых нарастает недостаточно, мы иногда начинаем добавлять смесь Клейншмидта, начиная с малых количеств: 2—3 раза в день по 5—10 г и постепенно вытесняя этой смесью получаемое ребенком как докорм пахтанье или белковое молоко. Максимальное количество этой смеси не должно превышать 1/4—1/3, всего суточного количества пищи, но мы редко доходим до этого объема, так как обычно 90—120 мл в сутки смеси Клейншмидта бывает достаточно для получения хороших весовых прибавок и улучшения общего состояния ребенка.

Эту смесь можно давать ребенку продолжительное время, добавляя ее к грудному молоку или к простым разведениям коровьего молока (№ 3).

Смесь Черни — Клейншмидта мы применяем реже, так как отдаем предпочтение кислым смесям, но все же эта смесь бывает хороша в тех случаях, когда показано назначение небольших по объему, но достаточно концентрированных смесей в качестве докорма, например у детей с явлениями дистрофии, поступающих в стационар иногда в возрасте 2,5—3 месяцев, или у детей, не переносящих больших разовых порций.

Все сказанное относится и к смеси Моро, но назначать ее следует не раньше 3 месяцев, не в жаркое время года и только детям с устойчивым стулом.

В настоящее время к этим смесям мы прибегаем очень редко, так как проще и вполне достаточно корригировать количество жира в диете добавлением сливок к разведениям молока или кефира.

Надо иметь в виду, что жирные смеси даже в малых количествах все же иногда могут вызвать ухудшение стула, и тогда их следует временно отменить, а в дальнейшем, снова вернувшись к ним, увеличивать их количество более постепенно.

Для искусственного вскармливания новорожденных недоношенных детей предложен ряд смесей: разведения молока и кефира, пахтанье с 1% муки и 4% сахара, смеси Бидерта, смесь Сперанского и др. Однако мы не располагаем еще верным диетическим средством, и поэтому искусственное вскармливание недоношенного ребенка таит в себе опасности, вынуждающие всячески избегать его при малейшей к этому возможности.

Мы применяем пахтанье, разведения молока и кефира, смесь Сперанского. Пахтанье (вначале без углеводов, затем с 0,5% муки и 3% сахара) мы назначаем сначала по 100 мл на 1 кг веса и быстро, в течение 4—5 дней (если это касается не новорожденных), доводим до 200 мл, что дает калорийный коэффициент 112. На этом можно остановиться и увеличивать питательность пищи лишь при упорной задержке в прибавке веса в течение 2 недель или при его падении. Увеличение питательности достигается назначением сахара с постепенным доведением калорийности коэффициента до 140. В этих случаях, когда пахтанье вызывает понос и плохо влияет на общее состояние ребенка, приходится переходить на молочные смеси. Тогда мы начинаем с половинного молока (смесь № 2), но при недостаточном нарастании веса в течение первых недель жизни калорийность постепенно повышается за счет добавления сахара; однако успех искусственного вскармливания у детей ниже 1700—1800г всегда сомнителен. Простые смеси можно заменить аналогичными разведениями кефира.

При этих способах вскармливания уже с середины 2-го месяца жизни необходимо увеличивать в пищевом рационе количество жира. Мы рекомендуем начинать с добавления сливок, смеси Клейншмидта и, лишь убедившись в достаточной выносливости ребенка к жирам, назначаем смесь Черни — Клейншмидта и смеси более концентрированные.

Прикорм недоношенным детям назначается несколько раньше, чем доношенным, вследствие склонности их к рахиту и малокровию. Уже с 4 месяцев можно ввести одно кормление 5% кашей, с 5 месяцев давать 10% кашу, кисель и с 6 месяцев — овощное пюре. К этому времени ребенок (часто уже можно перейти на 5 кормлений или во всяком случае на 6) получает в виде молока только 2 или 3 кормления, причем с полугода (у более слабых детей с 6—7 месяцев) можно постепенно вводить цельное молоко с 5—10% сахара Простые молочные разведения и цельное молоко с 5% сахара с большим успехом можно заменять кефиром и разведениями его слизистыми отварами с 3—5% сахара. В отношении прикорма, однако, необходима индивидуализация, причем у слабых недоношенных детей, вес которых при рождении был менее 1500 г, иногда приходится начинать прикорм позднее — с 5—6 месяцев. В возрасте 7—8 месяцев бывает очень полезна прибавка мясного и печеночного фарша в постепенно увеличиваемых количествах (от 15 до 50 г в сутки) Ввиду более ранней потребности организма недоношенных детей в витаминах фруктовые соки следует давать, начиная уже с 1,5—2 месяцев, однако с известной осторожностью вследствие довольно часто выраженного влияния их на стул. Давая сначала 2—3 раза в день 1/2 чайной ложки, можно дойти к 7—8 месяцам до 50—60 мл сока в день, разделяемых на 3 приема.

Недоношенные дети предрасположены к рахиту: специфическую профилактику следует проводить с 2—3-недельного возраста; с этой целью назначают витамин Д2; сперва по 800—1000 ИЕ в день, а с 2—2,5 месяцев — в количестве 3000—4000—5000—6000 ИЕ в день, особенно в течение 5—6 осенне-зимних месяцев. Рыбий жир следует давать с 2—3 месяцев, сперва каплями, а с 4—5 месяцев по 1/2 — 1 чайной ложке 1 раз в день. Надо помнить, что некоторые недоношенные дети плохо переносят рыбий жир, поэтому даваемое количество его надо увеличивать очень осторожно.

Диетическое лечение даже легких поносных расстройств, нередко возникающих у недоношенных детей в первые месяцы жизни, представляет чрезвычайно ответственную задачу, требующую крайне внимательного и вдумчивого отношения. Крайне важно начинать это лечение как можно раньше, при первых признаках дисфункции желудочно-кишечного тракта. К лечению недоношенного ребенка надо подходить приблизительно так же, как к лечению диспепсий. Чайная диета во всех случаях не должна превышать у детей с дистрофией 8—10 часов; при легких диспепсиях в ней даже нет надобности. В этих случаях следует снизить калорийный коэффициент до 80—85 кал, причем бывает полезно одно или два кормления заменить пахтаньем без углеводов, с целью воздействия на флору кишечника.

При более тяжелых расстройствах, согласно нашему опыту, наиболее подходящим способом является лечение грудным (лучше снятым) молоком, которое в первый день назначается часто и небольшими порциями в количестве, дающем 30—50 кал на 1 кг веса ребенка (в зависимости от возраста, веса и общего состояния). Повышение до 90—100 кал должно производиться в течение 4—5 дней, чтобы не вызвать значительного, а иногда даже непоправимого нарушения питания. Одно или два кормления могут быть заменены дачей концентрированного рисового отвара с 4% сахара. Для предупреждения истощения полезно прибавлять белковые препараты (плазмон, творог и др.), но не больше 3—4 г в сутки.

При интоксикации необходим еще более осторожный подход: после чайной диеты длительностью до 20—24 часов надо начинать с меньших количеств (20 кал на 1 кг веса) и увеличивать более постепенно с тем, чтобы в течение 5—6 дней дойти до 70 кал на 1 кг веса. Во всех случаях диспепсий надо заботиться о введении воды или чая (на треть с рингеровским раствором) per os или парентерально—в виде рингеровского раствора с 3—5% глюкозы (см. статью о токсической и субтоксической диспепсии).

Если диспепсическим расстройством страдает недоношенный ребенок на искусственном вскармливании и нет возможности получить грудное молоко, положение становится весьма затруднительным. Мы применяем в таких случаях после чайной диеты концентрированный рисовый отвар с 4% сахара, повышая в течение 3—4 дней калорийный коэффициент с 40 до 60 кал (принимая калорийность такого отвара за 50 кал в 100 г) и, кроме того, вводя достаточно жидкости. С 3—4-го дня рисовый отвар осторожно и постепенно заменяется пахтаньем или белковым молоком с 4% углеводов. Калорийный коэффициент постепенно доводится до 100, на чем можно на некоторое время и остановиться. Если нет ни пахтанья, ни белкового молока, приходится концентрированный рисовый отвар постепенно заменять разведениями молока (№2, №3) или кефира.

При всех формах диспепсий, наряду с диетотерапией, надо проводить комбинированное медикаментозное и стимулирующее лечение. С первых дней лечения простой диспепсии назначаются препараты ферментов, а при субтоксических и токсических формах— и медикаментозная терапия.

Хороший эффект дают антибиотики и сульфаниламидные препараты.

Гемотерапия, внутривенные трансфузии крови, сердечные, кислород и т. д. также должны применяться при лечении поносных заболеваний недоношенных детей (см. раздел VII).

В период приступов цианоза или. судорог при общей вялости и слабости ребенка, а также при тяжелых пневмониях и других острых лихорадочных, состояниях рекомендуется осторожная дозировка пищи (не более 80 кал на 1 кг веса) при одновременном лечении основного заболевания.

Успех вскармливания недоношенных детей в значительной мере зависит от правильной техники их кормления:

1. Каждого недоношенного ребенка с вполне развитым сосательным рефлексом, т. е. за исключением самых маленьких, необходимо пытаться прикладывать к груди матери; конечно, при этом надо соблюдать все меры предосторожности в отношении возможного охлаждения и излишнего утомления ребенка и добавлять (под контролем взвешивания) с ложечки или из бутылочки недополученное количество молока. Опыт показывает, что и при самом маленьком весе дети зачастую бывают способны сосать. Акт самостоятельного сосания из груди, помимо благоприятного влияния на лактацию, хорошо отражается на общем состоянии и развитии ребенка, если, конечно, он не переутомляется во время приема пищи.

2. Ребенок должен оставаться у груди не более 30 минут. При малейших признаках утомления (слабость сосания, цианоз, вялость) кормление должно быть прервано.

3. Если кормление непосредственно грудью не удается, следует попытаться давать сцеженное грудное молоко из бутылочки и лишь в крайнем случае с ложечки или из пипетки.

4. Отверстие в резиновой соске не должно быть ни чересчур малым, чтобы не вызывать опасного для ребенка утомления, ни чрезмерно большим, чтобы ребенок не захлебывался.

5. В тех случаях, когда из бутылочки или с ложечки не удается ввести необходимое количество грудного молока или искусственной смеси, когда ребенок упорно срыгивает и не глотает, пища выливается изо рта и создается угроза аспирации, или даже если ребенок просто ест очень медленно и утомляется при кормлении, — необходимо вводить пищу через зонд.

Через зонд, вводимый ребенку 5—6 раз, сначала дают небольшие количества пищи. Начав с 10—12 мл грудного молока или смеси, следует постепенно, но сравнительно быстро повысить это количество до 40—50 мл с тем, чтобы по возможности ограничить число кормлений. Однако при этом ни в коем случае не следует перегружать желудок ребенка чрезмерно большими для него разовыми порциями, обычно ведущими к рвоте. Как только состояние ребенка настолько улучшится, что окажется возможным кормление другим, более естественным способом, целесообразно перейти на него, отказавшись от зонда.

Техника введения зонда. Лучше всего применять очень тонкие зонды из пластиката, вводимые через нос и фиксируемые полоской липкого пластыря к щеке ребенка. Такой зонд может оставаться в желудке ребенка сутки и даже дольше. Чаще в качестве зонда применяется мягкий резиновый катетер (нелатоновский № 13—15), соединяемый с небольшой стеклянной воронкой или, что лучше, 20-граммовым шприцем. Зонд, простерилизованпый кипячением и смазанный глицерином, вводится через рот и осторожно проталкивается дальше, пока губ ребенка не достигнет метка, предварительно нанесенная на зонде на расстоянии от вводимого конца, приблизительно равном расстоянию между переносицей и мечевидным отростком ребенка. Чтобы не допустить нежелательного попадания воздуха в желудок, зонд и соединенную с ним воронку необходимо наполнить даваемой ребенку пищей, преждевременное вытекание которой предупреждается зажимом Мора, накладываемым на зонд между упомянутой выше меткой и воронкой. Сняв зажим и дав содержимому воронки перейти в желудок ребенка в необходимом количестве, зажим накладывают снова и извлекают зонд.

Наиболее слабым недоношенным детям необходимо до и после каждого кормления назначать кратковременно (1—2 минуты) ингаляцию кислорода.

Помимо пунктуального соблюдения приведенных правил питания и техники кормления и постоянного врачебного контроля за общим состоянием и развитием ребенка, эффект вскармливания недоношенных детей в значительной мере зависит от тщательности ухода за ними.

Наряду с этими основными моментами, мы придаем весьма существенное значение рационально проводимой гормоно- и гемотерапии, трансфузиям крови в вену, а также и другим стимулирующим воздействиям (ртутно-кварцевая лампа, массаж и т. д.). Однако все эти методы стимулирующей терапии по сравнению с правильно проводимой диетой и рациональным уходом имеют значение лишь факторов второстепенного порядка.

Вскармливание недоношенного ребенка в домашней обстановке, особенно при отсутствии возможности путем взвешивания систематически учитывать количество получаемого ребенком молока, является еще более трудным делом.

В этих случаях целесообразно в течение первого времени кормить ребенка из бутылочки сцеженным материнским молоком и, лишь убедившись в достаточной активности ребенка, переходить на прикладывание его непосредственно к груди матери. Бесконтрольное, начиная с первых дней жизни, прикладывание к материнской груди недоношенных детей, особенно маленьких и слабых, часто ведет к резкому, иногда совершенно непоправимому их истощению и к падению лактации у матери. Для поддержания и усиления лактации при отсутствии достаточно активного сосания ребенка необходимо наладить систематическое сцеживание молока руками или и молокоотсосом.

Бывают еще случаи, когда с первых дней после родов забинтовывают грудные железы матери для прекращения лактации, считая недоношенного ребенка нежизнеспособным.

Между тем опыт показывает, что:

1) систематическим сцеживанием (5—6 раз в сутки) с полным опорожнением грудных желез можно не только поддержать, но и сильно развить лактацию (с 50,0 до 600,0 — 800,0 в сутки);

2) дети с очень малым весом (800,0— 900,0) могут выживать, и они, конечно, особенно нуждаются в материнском молоке.

Необходимо также часто беседовать с матерями, поддерживая в них уверенность, что лактация разовьется и что их молоко для ребенка незаменимо.

Облучение кварцевой лампой молочных желез матери, назначение никотиновой или глютаминовой кислоты, апилака и инъекции пролактина нередко дают положительный эффект.

Прикладывание к груди 2—3 раза в день, как известно, тоже стимулирует лактацию, хотя бы ребенок и не высасывал назначенной ему порции.

Участковые врачи и патронажные сестры должны вести повседневную борьбу за грудное вскармливание, особенно заботясь о лактации матерей, имеющих недоношенных и слабых детей.

 

 

 

Путешествия, Интернет, Новости компаний, Автоледи, Помоги себе, Реклама, Праздники, О недвижимости, Семья, Интерьер, О красоте и здоровье, Образование и карьера, Бизнес, Кино, Товары и услуги